Мантуров просит 200 млрд рублей на льготный лизинг судов

Дата публикации: 18 Сентября 2025 г. Первый вице-премьер Денис Мантуров обратился к Владимиру Путину с просьбой о дополнительном финансировании программы льготного лизинга судов в размере 200 млрд рублей. Согласно информации, полученной от источников в судостроительной отрасли, соответствующее обращение было направлено президенту в августе. Мантуров предложил при формировании бюджета на 2026-2028 годы перераспределить 65,7 млрд рублей с других статей федерального проекта «Производство судов и судового оборудования», а также выделить дополнительные 134,3 млрд рублей для выполнения поручений правительства по загрузке строящейся Московской верфи, которая будет специализироваться на производстве электрических пассажирских судов, сообщает «РБК».

Общее увеличение финансирования на 200 млрд рублей позволит построить не менее 180 грузовых и пассажирских судов и передать их судовладельцам по льготной фиксированной ставке. Что касается Московского судостроительного завода, то планы по его созданию были озвучены мэром Москвы Сергеем Собяниным в июне 2023 года на встрече с Владимиром Путиным. Новое предприятие строится рядом с территорией бывшего Московского судостроительного и судоремонтного завода, закрытого в 2014 году, часть которого уже занята жилым комплексом «Ривер парк».

Осенью 2024 года стало известно о намерениях столичных властей запустить Московскую верфь в начале 2025 года. Основным претендентом на управление заводом называлась компания Sitronics, которая уже контролирует верфь Emperium в Ленинградской области и Пермскую судоверфь. В настоящее время суда Ecobus, построенные на Emperium, используются для регулярных перевозок по Москве-реке оператором «Пассажирский порт», получая субсидии от мэрии. Однако на данный момент строительство новой верфи еще не завершено, а тендер на выбор управляющей компании не проводился.

В аппарате первого вице-премьера Дениса Мантурова все вопросы относительно дополнительного финансирования судостроительной программы переадресовали в Минпромторг, который на момент публикации не предоставил ответа на запрос РБК. От комментариев также отказались в Минтрансе, Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), при этом последняя участвует в строительстве части судов по программе. Компания Sitronics перенаправила вопросы в свою дочернюю структуру – судостроительный завод Emperium, где заявили о поддержке мер правительства России по стимулированию спроса в судоходной отрасли.

В департаменте транспорта Москвы сообщили, что производственная программа Московской верфи в Нагатинском затоне в настоящее время находится в стадии формирования и будет представлена общественности после ввода объекта в эксплуатацию. Запуск верфи позволит обновить прогулочный флот столицы и расширить сеть регулярных маршрутов речного транспорта за счет современных судов на электрической тяге российского производства, что обеспечит технологическую независимость и ускоренное развитие экологичного речного электротранспорта.

Программа льготного лизинга гражданских судов была запущена в начале 2023 года распоряжением правительства № 337-р с общим объемом финансирования 231 млрд рублей и рассчитана на период до 2028 года, при этом оператором программы назначена ГТЛК. Первоначально планировалось, что программа будет финансироваться за счет 136 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ), 85 млрд рублей в виде кредитов и займов со сроком погашения до 2050 года, а также 10 млрд рублей из бюджета, направленных в уставный капитал ГТЛК. В рамках программы в 2023–2027 годах предполагалось построить 260 судов различных типов, включая грузовые, пассажирские, рыбопромысловые, дноуглубительные суда, баржи, буксиры и плавучий док, с передачей их в льготный лизинг на срок до 25 лет по ставкам от 2,93% до 7,6% годовых в зависимости от типа судна.

Однако в декабре правительство Михаила Мишустина приняло решение сократить программу на 33 судна для высвобождения средств на строительство двух паромов на верфи «Звезда» общей стоимостью 30 млрд рублей для обслуживания морских линий между Калининградской и Ленинградской областями, а также пяти танкеров проекта 19900М на Бакинском судостроительном заводе в Азербайджане. В результате объем привлекаемых средств ФНБ был снижен с 136 млрд до 97,9 млрд рублей с сохранением условий их привлечения, включая фиксированную дату начала погашения тела займа, не зависящую от фактических сроков строительства судов.

В июле РБК сообщал о том, что Минпромторг рассматривал возможность сокращения программы льготного лизинга судов на 96,2 млрд рублей, что привело бы к уменьшению количества запланированных к постройке судов на 69 единиц – до 191.

Генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров пояснил, что в большинстве сегментов грузового флота ставки фрахта остаются на низком уровне, что не позволяет судовладельцам без государственной поддержки заказывать новые суда, нарушая ритмичность производственного цикла судостроительной отрасли. По его мнению, нарастить объемы заказов на российских верфях в текущих макроэкономических условиях возможно только через расширение финансирования программы, причем льготный лизинг является ключевым и наиболее эффективным инструментом, который, с одной стороны, поддерживает отрасль, а с другой – обеспечивает минимальное вмешательство в рыночные механизмы, что делает его эффективнее классического прямого государственного финансирования.

Бурмистров также считает предполагаемое увеличение финансирования строительства электросудов логичным шагом в силу их востребованности на речных маршрутах Москвы и локализации производства в столице. Партнер SBS Consulting Олег Сутырин разделяет эту точку зрения, отмечая, что расширение программ судового льготного лизинга положительно скажется на судостроительной отрасли, трансформируя потенциальный спрос в реальные контракты и позволяя судостроителям работать в условиях высоких кредитных ставок. По его словам, в ситуации с дорогими заемными средствами покупка нового современного судна за счет кредита становится неподъемной ношей для большинства компаний, поскольку выплаты практически парализуют операционную работу, лишая судовладельца возможности получать прибыль и инвестировать в развитие.

Сутырин также оценил, что дополнительное финансирование программы на 200 млрд рублей позволит построить около 100 грузовых судов или до 500 электросудов, подчеркнув, что стоимость различных типов судов отличается в разы, поэтому правильнее говорить о потенциальных границах выпуска судов, а не о точных цифрах.

Напомним, ранее сообщалось, что Минпромторг рассматривает возможность сокращения программы льготного лизинга судов на 96,2 млрд руб. – с 231 млрд до 134,8 млрд руб..

Источник: logirus.ru

Популярные направления