
– На данный момент доля иностранцев в сфере доставки в Санкт-Петербурге составляет около 20%. Планируемые ограничения не только приведут к увеличению стоимости и сроков доставки для конечных потребителей, но и спровоцируют рост вознаграждений для курьеров в городе, который, по нашим оценкам, может составить 20% и выше, – добавил эксперт.
По словам президент АКИТ Артема Соколова, последние несколько лет вся отрасль торговли находится в условиях дефицита рабочей силы, и прежде всего линейного персонала, сотрудников складов и курьеров. Поэтому, считает собеседник «Логируса», предлагаемые ограничения еще больше заострят проблему кадрового голода для бизнеса в целом и для агрегаторов доставки в частности.
– В условиях нехватки сотрудников, стоимость услуги вырастет – некоторые игроки рынка предполагают, что цена доставки может увеличится более чем в два раза. Очевидно, что увеличение стоимости доставки для граждан будет очень чувствительно, – отметил Артем Соколов.
Запрет на работу иностранцев с патентами в Санкт-Петербурге отрицательно скажется на качестве и доступности услуг по доставке продуктов и товаров для жителей города, уверены оба эксперта. Кроме того, пострадает малый и средний бизнес, который использует услуги доставки.
– Ограничения, предлагаемые в проекте постановления, создадут дополнительный серьезный барьер для курьеров, желающих войти на рынок. Ограничение может привести к существенной разбалансировке локального рынка доставки, перебоям в работе сервисов, возможному ухудшению качества клиентского сервиса из-за проблем с логистикой и увеличением расходов на доставку, – объяснил Александр Митюков.
Кроме того, подобные ограничения, по данным АКИТ, действуют уже в порядка 40 регионах страны. Но, по словам Артема Соколова, положительного эффекта от их введения нет.
– Следствием незапланированных региональных ограничений, становится невозможность прогнозировать работу с иностранными гражданами, которая накладывает на компании дополнительные издержки, а также приводит к сбоям их бизнес – процессов, – отметил президент АКИТ.
При этом, Артем Соколов называет некорректным сравнение нововведений по работе с мигрантами в мегаполисах и регионах. В Москве и Санкт-Петербурге по сравнению с любым отдельным субъектом в разы больший объем интернет-торговли, а значит и последствия будут масштабнее, уверен эксперт.
С другой стороны, ассоциации поддерживают отдельные инициативы по безопасности, включая реестры курьеров и передачу геоданных, но настаивают на пересмотре спорных пунктов.
– Указанный срок внедрения положений постановления бизнесом – 3 месяца – нереалистичен для применения абсолютно новых для рынка требований, – заявил Артем Соколов.
По словам президента АКИТ, с точки зрения сроков введения регулирования курьерских служб, примером можно назвать Москву. Так, с 1 мая 2025 года в столице окончательно вступил в силу приказ Дептранса, содержащий стандарты для транспорта и внешнего вида доставщиков. Эти требования были разработаны еще в апреле 2024 года в непрерывном открытом диалоге с бизнесом, а изменения вводились поэтапно, чтобы у компаний было время на адаптацию и подготовку к реализации новых требований.
– Важно обратить внимание на то, что данный документ предполагает не только регулирующие меры к сервисам доставки, но и определенные обязательства городских властей: создание самой современной IT-инфраструктуры, активное размещение в городе систем фото- и видеофиксации, формирование велоинфраструктуры и многое другое. Что касается возможных издержек сервисов доставки, курьерских компаний в рамках исполнения будущих требований, то речь о сотнях миллионов рублей на одну компанию. Это большие расходы. Поэтому Ассоциация уже направила свои замечания по поводу этой инициативы городским властям и надеется на взвешенное решение, – резюмировал Александр Митюков.
Напомним, что сервисы по доставке посылок через пункты выдачи заказов, которые запускают маркетплейсы, могут составить серьезную конкуренцию традиционным курьерским службам и «Почте России», заявил «Логирусу» директор по развитию e-commerce транспортной компании КИТ Константин Дербенев. LR
Фото: © Oles Kolodyazhnyy / Фотобанк Лори
Источник: logirus.ru