
Этот маршрут критически важен для товарооборота между Китаем и ЕС, который в 2024 году достиг €25 млрд, продемонстрировав рост на 10,6% по объему и на 84,9% по стоимости перевозимых грузов. По данным аналитиков Upply, доля железнодорожного транспорта в общем товарообороте между ЕС и Китаем увеличилась по итогам 2024 года до 3,7% против 2,1% годом ранее. Около 90% всех железнодорожных грузоперевозок между Китаем и ЕС традиционно проходят через Польшу, что делает нынешнее закрытие границы системным сбоем.
Рост грузопотока был во многом обеспечен экспансией китайских e-commerce гигантов, включая Temu и Shein, на европейский рынок. Издание China Daily отмечает, что Польша демонстрировала наибольшую динамику на маршруте «Пояса и пути»: только в третьем квартале 2024 года поезда из Китая доставили в страну 93 300 TEU, что на 221% больше показателей прошлого года. С января по сентябрь 2025 года в Польшу прибыло 227 656 TEU – на 154% больше год к году.
Пекин оказывает давление на Варшаву, требуя немедленного возобновления работы логистического коридора. В понедельник, 15 сентября 2025 года, министр иностранных дел Китая Ван И провел встречу в Варшаве со своим польским коллегой Радославом Сикорским. Представитель правительства КНР заявил, что Китай надеется на принятие Польшей эффективных мер для обеспечения безопасного и бесперебойного функционирования торгового пути, а также стабильности международных производственных и логистических цепочек. Он подчеркнул, что экспресс «Китай–Европа» является флагманским проектом сотрудничества, выгодным обеим сторонам.
Польская дипломатия, в свою очередь, связала закрытие границы с деструктивными действиями Беларуси и России. Пресс-секретарь польского МИД Павел Вронский заявил, что Варшава обратила внимание китайских партнеров на эту проблему и надеется на присоединение Пекина к международным усилиям по противодействию им. Он признал, что принятое решение дорого обходится и самой Польше, но оно было необходимо из-за повторяющихся провокаций. «Сначала нужно обеспечить безопасность, и только потом считать убытки», – заявил Вронский.
Логистические операторы уже прогнозируют серьезные последствия. Генеральный директор компании Last Mile Experts Марэк Ружыцкий считает, что в случае длительного закрытия маршрута часть посылок придется переводить на морские перевозки, а до трети – на авиационные. Это неминуемо скажется как на стоимости, так и на операционной эффективности. Сбои также подрывают ключевой принцип китайского проекта «Пояс и путь» – предложение надежного и быстрого сухопутного маршрута в качестве альтернативы морским перевозкам.
Польские железнодорожные операторы пока сохраняют осторожный оптимизм. Президент PKP Cargo Connect Петр Садза пояснил, что краткосрочное закрытие границы на несколько дней не станет катастрофой – поезда из Китая могут ожидать открытия на территории Беларуси, а убытки будут ограничены расходами на дополнительную перевалку грузов. При этом он однозначно заявил, что хорошей альтернативы железнодорожному сообщению между Китаем и ЕС не существует, и бизнесу придется адаптироваться к текущим обстоятельствам. Ожидается, что дальнейшая эскалация может вынудить Китай перенаправлять грузы через другие страны, что приведет к значительному росту издержек и сроков доставки.
Напомним, Польша закрыла все пункты пропуска на границе с Беларусью на неопределенный срок. Официальное уведомление от Пограничной стражи Республики Польша поступило в Госпогранкомитет Беларуси 11 сентября 2025 года.
Фото: Getty Images
Источник: logirus.ru