Рынок электрокаров в России «теряет заряд»

Дата публикации: 17 Июля 2025 г. Управляющий партнер «Моторинвеста» Андрей Резников ожидает, что российский рынок электромобилей уменьшится на 40% по итогам 2025 года. В интервью «Коммерсанту» он заявил, что это будет «неплохим результатом», так как в прошлом году значительная часть электрокаров ввозилась практически без пошлин и «люди, которые хотели купить, например, машину на ДВС, при заниженной цене выбрали электромобили и гибриды».

Резников также объяснил снижение рынка большим объемом электромобилей, завезенных из Киргизии, что создало эффект высокой базы 2024 года. Сейчас, по его словам, растет доля официальных моделей на российском рынке, а количество ввозимых по заниженным ценам машин сокращается.

Причинами снижения спроса на новые электрокары участники рынка, опрошенные «Ъ», называют повышение утилизационного сбора. С 1 января 2025 года утилизационный сбор на новые электромобили и гибриды увеличился с 32,6 тыс. руб. до 667,4 тыс., а для автомобилей старше трех лет – с 122 тыс. до 1,17 млн руб. Кроме того, возможными причинами снижения интереса к электрокарам называют высокую стоимость их зарядки, эффект высокой базы и высокие кредитные ставки.

По данным Автостата, в 2024 году в России продали 17 805 новых электромобилей, что на 26,4% больше, чем годом ранее (14 089 шт.), установив новый рекорд. Однако аналитики отмечают значительное замедление темпов роста рынка: если в 2023 году продажи электрокаров увеличились в 4,7 раза по сравнению с 2022, то в 2024 прирост составил менее трети от предыдущего показателя. В результате доля электромобилей в общих продажах новых легковых автомобилей сократилась с 1,3% в 2023 году до 1,1% в 2024 году.

Наибольшее количество электрокаров в стране было продано в Москве – свыше 4,6 тыс. ед., за ней следуют Московская область с 867 машинами и Санкт-Петербург с 707 ед., следует из аналитического отчета ВТБ. Далее расположились Краснодарский край, где было зарегистрировано 705 электромобилей, и Калининградская область с показателем в 391 автомобиль. Самарская область заняла 12 место среди регионов России по числу проданных электрокаров, с начала года здесь приобрели 142 такие машины.

Напомним, более 50% продаж электротранспорта российского транспорта в РФ приходится на корпоративный сегмент. Такие данные на конференции ЦИПР 2025 озвучил директор центра транспортного планирования Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Павел Зюзин.

Фото: © glokaya_kuzdra / Фотобанк Лори

Источник: logirus.ru

Популярные направления